23-24 августа состоялся очередной праздник для поклонников полного привода. Клуб «Кёниг-Трофи» с размахом провёл соревнования в окрестностях посёлка Логвино. Участников ждали интересная, полная сюрпризов трасса, и радушный приём в полевом лагере. Впечатления от трофи-рейда не смогли омрачить ни погодные капризы, ни многочисленные поломки машин во время состязаний.
Погружение в авантюру
Сбор гостей и участников проходил субботним утром на Балтийском шоссе под затяжным ливнем. Некоторых поклонников бездорожья такая погода сразу насторожила. Скользкая грязь за пределами асфальта – ещё полбеды. Куда сильнее тревожило то, что выйдет из берегов заболоченное озеро, вокруг которого, как стало известно, организаторы проложили трассу...
Люблино, Черепаново, Логвино, потом – километр холмистого просёлка. Достаточно крутые скользкие склоны, да ещё с приличными поперечными кренами. Хотели грязи? Получите!
Джиперский лагерь расположился на пригорке. К полудню съехалось около сорока машин. Примерно половина из них заявилась на участие в гонке.
Достойную компанию (и, как оказалось, мощную конкуренцию) нашим любителям бездорожья составили гости из Литвы. Откликнулся на приглашение хорошо знакомый нашим джиперам Дариус Данусас на «Toyota Land Сruiser 70». Приехала и ещё одна литовская делегация. Она удивила своими машинами даже бывалых, прикатив на четырёх практически одинаковых «крузаках» той же 70-й серии (чуть более нового образца, чем у Дариуса).
Разминка с подвохом
Соревнования 23-24 августа состояли из трёх этапов. Сначала
участникам предложили проехать на время вокруг озера. Затем следовала
ночная линейная трасса со сбором контрольных отметок. На второй
день был запланирован триал в близлежащем карьере с выполнением
упражнений на проходимость. Итоги подводились по сумме очков, набранных
на каждом этапе.
Прошедший накануне ливень усложнил
задачу участникам в классе «Спорт», и для преодоления сложных участков
приходилось пользоваться средствами «самовытаскивания» - лебёдками
В зависимости от уровня подготовки автомобилей участники делились на два класса – «Туризм» и более тяжёлый «Спорт». Организаторы из «Кёниг-Трофи» на сей раз решили обойтись без самого популярного класса «Гранд туризм», где обычно выступают серийные «проходимцы» без переделок. Впрочем, массовость трофи-рейда от этого пострадала не так уж сильно.
Кольцевые трассы для «туристов» и «спортсменов» проходили параллельно, причём последним приходилось глубже закапываться в трясину, а местами и вовсе штурмовать броды глубиной около метра: 33-дюймовые колёса просто скрывались под водой. Но и «туристическая» трасса заставила поволноваться неискушённых болельщиков, которые с лёгкостью соглашались прокатиться в машинах участников. Живописные окрестности Логвино при ближайшем рассмотрении оказались густыми джунглями на скользких глиняных косогорах. Просёлок до лагеря в сравнении с ними и вовсе казался автобаном. Перепады высот на двухкилометровой трассе достигали 30 метров, а боковые крены в некоторых местах – 20 градусов.
При прохождении экипажей на время вокруг озера в зачёт шло лучшее время из трёх кругов. Но сначала участникам дали возможность сделать один тренировочный круг. Но уже на нём некоторые машины вышли из строя. Такой «разминки с подвохом» не ожидали даже бывалые джиперы.
Помогают даже соперники
Что касается класса «Спорт», то прохождение заболоченных спецучастков осложнялось ещё и тем, что не хватало достаточно прочных деревьев, за которые можно зацепить лебёдку. Но водители не сдавались, а штурманы лихорадочно искали выходы из щекотливых ситуаций, погружаясь в жижу чуть ли не по пояс.
Литовские гости, за исключением Данусаса, спасовали перед такими трудностями. И тактично попросили перевести их из «спортсменов» в более легкий класс «Туризм».
Борьба с бездорожьем особенно захватывающе выглядела
в исполнении Сергея Шихотарова на «Land Сruiser 70» и известного
по выступлениям в автокроссе Александра Артемьева на «Daihatsu Feroza».
У экипажа Александра Артемьева –
очередная заминка в прохождении триала
Лёгкая и маневренная «Фероза» отчаянно карабкалась на почти отвесные склоны – спасибо хорошей геометрической проходимости и мощному бензиновому двигателю. Правда, после очередного купания отказала электрика, но неполадку оперативно устранили.
Уже после соревнований Александр Артемьев рассуждал:
- В чём главное отличие гонок по бездорожью от автокросса? В кроссе каждый сам за себя. Там могут подрезать, пнуть, столкнуть с трассы. А здесь – наоборот, всё решает взаимовыручка. Тебе помогают даже соперники...
«Нива» штурмует противотанковый ров
«Туристов» в середине круга поджидала коварная яма более метра глубиной. Поначалу она напоминала противотанковый ров в миниатюре. Но потом её разъездили – причём не только участники, но и некоторые особо рьяно сочувствующие поклонники бездорожья. Съезды стали более пологими, но в то же время более вязкими. Поначалу едва ли половине машин удавалось преодолеть яму с наскока, но потом участники приноровились и нашли оптимальную траекторию.
Особенно тяжко приходилось здесь тяжёлым и длинным «Патролам» и «Терранам». В ход шли сапёрные лопатки и подручные материалы. Не всегда удавалось вытащить застрявший экипаж силами одного автомобиля, иногда приходилось делать сцепку из двух. Несколько раз рвались тросы...
Достойно и эффектно на фоне более мощных иномарок
смотрелась старая «Нива» Михаила Лащенкова. Пусть 1,6-литровому
жигулёвскому двигателю не хватало мощности, но авто отчаянно карабкалось
по скользким буграм. Несколько раз машина упиралась носом в откос,
но, благодаря упорству водителя и штурмана выбиралась из ямы и продолжала
гонку.
«Нива» Михаила Лащенкова на равных
сражалась с иномарками
- Машина у меня почти стандартная, – рассказывал Михаил. – Переделок здесь минимум: лифт подвески, воздухозаборник выведен наверх, стоит дополнительный вентилятор. Редуктор переднего моста – «самопальной» конструкции. А также салон от «Opel Omega» и самодельный багажник. Ездить приходится аккуратно из-за слабой подвески и недостаточной тяги.
Гладиаторы на триале
Ночная «линейка», конечно, тоже не обошлась без поломок и вынужденных эвакуаций. В попытке дотянуться на автомобиле до контрольных точек на трассе самым настойчивым оказался Михаил Ветошкин на «Mitsubishi Pajero»: ему удалось собрать все отметки. Хотя проявленное упорство, к сожалению, не обеспечило Михаилу призового места.
После полудня в воскресенье участники, ещё не успев толком отдохнуть, направились на заключительный этап трофи-рейда – на штурм карьера. Президент «Кёниг-Трофи» Сергей Васин устроил показательные выступления на «Toyota 4-Runner». Соперники и зрители смогли увидеть обязательную программу упражнений в триале. Внешне неуклюжий «Форранер» с лёгкостью отработал съезды по отвесным склонам, прохождение ворот между метками и самое трудное испытание – выкарабкивание наверх своим ходом.
В классе «Туризм» эффектно выступили Александр Миронов на «Nissan Terrano», потерявший накануне два боковых стекла, и Евгений Куделич на «Фронтере», одолевшие маршрут буквально на одном дыхании. Но сильнее всего болельщики переживали за «Ниву» Михаила Лащенкова. Пока водитель катался по ухабам, задняя дверь машины слетела с одной петли и стала ужасающе раскачиваться. В попытке выкарабкаться из карьера «Нива» несколько раз глохла и скатывалась. Но победило водительское упорство.
Для класса «Спорт» приготовили более сложную трассу: с метровыми валунами и водными преградами. Профессионально подготовленные внедорожники не сразу справлялись с маршрутом. Дольше всех сражалась с команда Артемьева на «Ферозе». Под одобрительный гул и подбадривание Александру с большим трудом удалось преодолеть это испытание и в итоге ему достался приз зрительских симпатий.
А мы будем с нетерпением ждать нового трофи-рейда. Активисты полного привода пообещали, что очередная внедорожная авантюра – не за горами.
Результаты трофи-рейда
Класс «Туризм»
1. Александр Миронов («Nissan Terrano»);
2. Олег Корицын («Mitsubishi Pajero»);
3. Евгений Куделич («Opel Frontera»).
Класс «Спорт»
1. Дариус Данусас («Toyota Land Сruiser 70»);
2. Сергей Шихотаров («Toyota Land Сruiser 70»);
3. Михаил Симков («Land Rover Discovery»).