Ситуация с загрязнением воздуха транспортными отходами вызывает
всё большую озабоченность у жителей города. Экологическая обстановка
год от года ухудшается, и вызывается это непрерывно растущим количеством
автотранспортных средств. Особую опасность ядовитые выхлопы несут
детям.
Город задыхается от выхлопов
Администрация Калининграда не остаётся в стороне от этой проблемы и для её изучения привлекает опытных европейских специалистов. 24 октября в мэрии состоялся открытый семинар в рамках проекта «Лайф» под названием «Загрязнение воздуха в Калининграде, вызванное транспортом: моделирование системы, внедрение и проверка». Финансирует проект Еврокомиссия, муниципальное учреждение «ЕКАТ-Калининград» и французская компания «ARIA».
На открытии семинара начальник отдела охраны окружающей среды городской администрации Александр Акинин констатировал, что причиной более 70% загрязнения в городе является автотранспорт. Чтобы решить задачу улучшения экологии в областном центре, был создан проект KALAIR. Рассказывает директор муниципального учреждения «ЕКАТ-Калининград» Борис Комовников:
- Совместно с нашими европейскими коллегами мы сконструировали модели развития последствий от загрязнения воздуха автомобильными выхлопами. К разработке моделей были привлечены различные группы людей. Например, подсчётом количества транспорта в городе мы занимались совместно с курсантами БГА, которые выяснили, что 86% всего транспорта составляют легковые автомобили, 10,7% - грузовые, 1,8% и 1,2% соответственно – автобусы и мотоциклы. Точки наибольшего скопления транспорта и часы пик мы устанавливали совместно с сотрудниками ГИБДД.
В Калининграде растёт заболеваемость
По результатам наблюдений, концентрация вредных веществ в
точках наибольшего скопления транспорта была превышена в 16-ти местах
из 50-ти, где производились исследования. Наиболее значительное
превышение диоксида азота зафиксировано на пересечении следующих
улиц:
- Советский пр. - ул.Нарвская;
- Ленинский пр. - ул.Барнаульская (магазин «Нескучный сад»);
- Ленинский пр. - ул.Эльблонгская (магазин «Юко»);
- ул.Киевская (МКП «Трамвайно-троллейбусное предприятие»);
- ул.Невского (магазин «Копилка»).
Места с самым высоким содержанием бензола:
- ул.Соммера – ул.Пролетарская;
- ул.Фрунзе – ул.Грига;
- Аллея Смелых – ул.Зои Космодемьянской;
- ул.Дзержинского – ул.Земнухова;
- пос.Прибрежный (возле детского сада).
Важность проводимых исследований подтверждает и статистика заболеваемости, приведённая Феликсом Алексеевым:
- Заболеваемость жителей Калининграда на 25% выше заболеваемости по области. Это говорит о том, что загрязнение окружающей среды причиняет ущерб здоровью и наносит колоссальный урон экономике. К примеру, в 2001 г. ущерб от выбросов в атмосферу вредных веществ Евросоюз оценил в 157,7 млрд евро. У нас пока таких оценок никто не производил.
Сегодня уровень загрязнения оказывает влияние на многие сферы деятельности, в том числе и на стоимость жилья в разных районах города.
Нам нужен чистый воздух!
По итогам моделирования транспортным отделом и отделом развития дорожной сети «ЕКАТ-Калининград» были предложены следующие шаги по оздоровлению экологической ситуации в городе. Во-первых, необходимо строить новые и реконструировать старые мосты и путепроводы через Московский проспект и над железнодорожной веткой, связывающей Советский проспект с ул.Челнокова. Нужно увеличить пропускную способность главных улиц города, исключить там парковки транспорта, по возможности перенести их на окраины. Кроме того, следует направить усилия по обновлению пассажирского транспорта с тем, чтобы создать стимул у горожан пересесть в него со своих авто. Назрела необходимость завершить строительство мостового перехода через реку Преголю, реконструировать (увеличить до 6-ти полос) и построить Окружную дорогу на юго-западе города, восстановить Берлинский мост. Целесообразно организовать полосу для движения только общественного транспорта на Ленинском проспекте, организовать многоуровневые развязки. И, пожалуй, одним из главных направлений деятельности по улучшению экологической ситуации в Калининграде станет ограничение ввоза в область старого автотранспорта.
Если нам удастся реализовать хотя бы часть от намеченных задач, то со временем мы станем жить по европейским стандартам, а наши дети смогут дышать чистым воздухом.