Главный государственный инспектор безопасности дорожного движения Виктор Кирьянов направил своим подчинённым указание решать спорные случаи, когда знак противоречит разметке, в пользу водителя.
Решиться ли на обгон?
Обычный случай для наших дорог: хорошая, только что отремонтированная трасса, прерывистая разметка сверкает своей белизной, и портит всю эту прелесть только стоящий на обочине знак "Обгон запрещён". Если впереди ползёт чадящая фура или трактор-тихоход, а знака, отменяющего требования предыдущего, всё нет и нет, то становится просто тоскливо. И ведь, как правило, именно в подобных местах где-нибудь на обочине инспектор будет поджидать того, кто решится на обгон. Ведь по правилам знак имеет приоритет над разметкой. А то, что он был установлен на время ремонта этого участка дороги и его попросту забыли снять, никого не касается. Как известно, нет ничего более постоянного, чем временное.
Не менее часто попадаются участки дорог, где обгон запрещён вполне обоснованно. Например, на крутом повороте. Но после поворота идёт прямая дорога, сплошная линия разметки превращается в прерывистую, а действие знака не отменяется. В той же ГИБДД Вам объяснят, что у дорожников либо не хватило знаков, либо они просто забыли установить необходимый. Но водителю от таких объяснений не легче, потому что, дождавшись прерывистой линии, он пойдёт на обгон и попадёт на встречу с инспектором, который задержит у него права, оформит протокол за движение по встречной полосе в зоне действия этого знака. А суд потом лишит этого водителя прав, по сути, за разгильдяйство дорожных служб.
Если разметка разрешает
Ещё в августе прошлого года вышло указание МВД, в котором всем подразделениям ГИБДД было поручено провести ревизию дорожных знаков и разметки на предмет их соответствия друг другу и дорожным условиям.
Однако, судя по количеству судебных споров и жалоб непосредственно в департамент обеспечения безопасности дорожного движения МВД России, указание выполнялось без особого рвения. Поэтому глава департамента разослал региональным руководителям ГИБДД собственное указание №13/6-120 от 30.06.2008 г. с требованием принимать меры к ответственным за данную работу должностным лицам. А саму работу по выявлению таких дорожных несоответствий проводить ежедневно.
Недавно это указание было опубликовано на сайте департамента. Возможно, публикация этого документа связана с тем, что на дворе зима. Снег надёжно скроет разметку от глаз, а на знаках так до сих пор и не появилось табличек, на которых указана зона их действия. Поэтому есть риск, что количество спорных ситуаций, в которых водитель может поплатиться правами, возрастёт.
В указании чётко говорится: "При осуществлении надзора за дорожным движением, а также при рассмотрении спорных ситуаций, когда установлено, что линии горизонтальной разметки не соответствуют требованиям установленных дорожных знаков, ситуацию следует трактовать в пользу участников дорожного движения". Проще говоря, не наказывать водителей, если они пошли на обгон там, где разметка его разрешает.
Также в департаменте предложили водителям самим сообщать в местные управления ГИБДД о таких несоответствиях.
По своему произволу
Правозащитники уверены, что дорожные инспекторы найдут способ выкрутиться. Они подчёркивают, что разъяснение не снимает, а лишь прибавляет новые вопросы. «А как поступать, когда вообще отсутствует какая-либо разметка? Что делать, если прерывистая разметка идёт через пешеходный переход или в конце крутого подъёма в гору? Опять возникают противоречия», – замечает правозащитник Виктор Похмелкин. По его мнению, такие коллизии появляются из-за того, что в ПДД невнятно прописано, как поступать в той или иной ситуации, и инспекторы по своему произволу могут трактовать правила. «К примеру, раньше при обгоне через прерывистую разметку в зоне знака «Обгон запрещён» инспекторы останавливали и говорили, что эта разметка, мол, не для Вас, а для встречных машин, – рассказывает правозащитник. – Решить эту проблему можно, только прописав все ситуации в отдельном законе. Такой проект есть в Госдуме, но ему сейчас не дают ходу».
Собеседник не исключает, что заинтересованные в сборе взяток инспекторы найдут способ обойти это разъяснение. «В ПДД записано, что временные знаки обладают приоритетом над разметкой – и это правильно, но, договорившись с дорожниками, гаишники смогут обойти разъяснение», – рассуждает он.
Так же неоднозначно отнёсся к документу ГИБДД президент коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. Он считает, что гаишники явно занимаются не своим делом, внося в правила какие-либо изменения. «Правила дорожного движения – это свод незыблемых законов, а работники ГИБДД трактуют их на свой лад, как захотят. Вчера нельзя было обгонять под запрещающий знак, а сегодня уже можно. Потому новое предписание можно рассматривать не столько как положительный шаг гаишников в сторону автомобилистов, сколько как явное превышение их полномочий», – говорит В.Травин.
Сайт
AVTO39.RU
для мобильных
устройств всегда под рукой
Ваши комментарии
#1
Сергей
(-----.wbt.ru) 11:11 09.12.2008
сплошная полоса
господа инспектора поставте постик на литовском вале при въезде на площадь Василевского, реально денег заработаете и обеспечете безопастность когда гаденыши в лоб выскакивают объезжая очередь на светофоре!!