Калининградец впервые сумел добраться
до финиша 1000-километровой гонки
Рёв 600-сильных суперавтомобилей, мчащихся на скорости 250
км/ч, запах жжёной резины и высокооктанового бензина, искусная работа
механиков, способных за считанные часы поменять мотор, палящее солнце
и страшная жара, масса эмоций – таковы характерные приметы ежегодной
1000-километровой гонки, проводимой в литовском курортном городке
Паланга. В нынешнем году культовое для всей Прибалтики мероприятие
отметило первый юбилей – марафону «стукнуло» десять лет.
Николай Журавлёв на БМВ (№70) не
спасовал перед именитыми пилотами
Журавлёв – вновь «на коне»
А вот другой особенности «OMNITEL 1000 km» - участию в международных
автогонках калининградских пилотов – в 2009 году исполнилось три
года. Команда из нашего анклава не смогла поехать в Палангу в полном
составе, зато талантливый и молодой Николай Журавлёв выступил за
другую «конюшню» - «Brunswick Automotive». Англичане по достоинству
оценили невероятную скорость калининградского гонщика, пригласив
его защитить честь команды за рулём 300-сильной BMW 130i. И не прогадали:
в квалификационных заездах Николай стал лучшим из команды, показав
в абсолютном зачёте 31-й результат из 52-х заявленных автомобилей,
а в гонке продемонстрировал стабильный и довольно быстрый пилотаж.
Выбить из колеи калининградца не смог даже дерзкий спортсмен на
«Хонде Интегре», грубо подрезавший БМВ – из-за этого температурный
режим «баварца» был немного нарушен. Тем не менее вместе с английскими
драйверами Мартином Парсонсом и Жилем Грумбриджем и бельгийцем Риго
Майсом Журавлёв занял 18-е место в абсолютном зачёте гонки (финишировало
44 болида) и 7-е в своём классе А3000. Среди побеждённых оказались
и «Porsche 911», и «Toyota Supra», и «Mitsubishi Lancer Еvolution»,
и «Nissan 350Z».
Техническое «ассорти»
Кстати, о технике. На марафоне в Паланге можно встретить любые транспортные средства. Открытые полукустарные «багги» на равных соперничают с «Ferrari» и «Porsche», а также BMW, «Honda», «Audi» и прочими именитыми марками. Впрочем, наибольший интерес вызвали не породистые суперкары, которые можно просто купить при наличии в банке счёта с энным количеством нулей, а уникальные прототипы, построенные в единственном экземпляре группами одержимых энтузиастов. Пожалуй, самый яркий представитель «технической самодеятельности» - «сарай» ВАЗ-2104. Изначально полуторалитровый карбюраторный мотор (70 л.с.) получил впрыск топлива, четыре дроссельные заслонки, оригинальные клапаны, распределительный и коленчатый валы, систему зажигания от «Фольксвагена», в результате чего агрегат стал выдавать более 150 «лошадей» при объёме в два литра. Однако не от одного мотора зависит скорость болида. Так, задний мост заменён более прочным мостом от БМВ 80-х годов, с блокировкой дифференциала, установлены внушительные тормоза «Brembo» - дисковые на всех колёсах, литые диски и широкие шины-«слики», под задним бампером виден аэродинамический диффузор, прижимающий машину к дороге на высоких скоростях. Различных мелочей и хитростей очень много, представители команды говорят, что им по карману покупка быстрой БМВ, но в «Ладе» их привлекает именно возможность бесконечного совершенствования машины. Что ж, литовцы в этом деле преуспели – ВАЗ-2104 в «абсолюте» показал 27-й результат, а в зачёте прототипов Х1 «жигулисты» взяли бронзовую награду.
Гоночный «трактор»
Другой пример – старенький «Mitsubishi Colt», на который переставили основные агрегаты от «Mitsubishi Lancer Evolution» девятого поколения: двигатель, трансмиссию, тормоза. Небольшая машинка теперь располагает теперь полным приводом и мотором мощностью 400 л.с., наводя дрожь на конкурентов. Впрочем, на «кольце» раллийный автомобиль особо не блеснул, заняв только 39-е место. А на верхней строке протокола расположилась «Ferrari F430», управляемая известными московскими пилотами Алексеем Васильевым, Ильёй Буренко и юным литовским картингистом Йонасом Гельжинисом. На второй (точно такой же) машине выступали украинцы Дмитрий Рыбак, Александр Беляев и легендарнейший 62-летний литовец Стасис Брундза – десятикратный чемпион СССР по ралли, создатель лучших в Советском Союзе раллийных машин. Второй экипаж «Снорас Банка» сумел доехать только до пятого места. Вторыми призёрами гонки стали литовцы на оригинальном открытом автомобильчике «Luego Kit Car», а пилоты дизельного BMW 330d сотворили настоящую сенсацию – на своём «тракторе» приехали в тройке абсолютного зачёта! И кто теперь упрекнёт дизели в тихоходности?!
Кризис гонкам не помеха
1000-километровая гонка в паре километров от Балтийского моря стала значимым событием в жизни Литвы. Посмотреть на 9-часовой «гоночный спектакль» прибыло порядка 10 тыс. человек, было аккредитовано множество печатных СМИ со всей Европы, а местные телеканалы даже пригнали к месту баталий специализированные автобусы, откуда вели трансляцию гонок. На соревнования прибыли чиновники высокого ранга, руководители Паланги и района, где состоялся марафон.
Организация «OMNITEL 1000 km» была на высоте – трёхкилометровая трасса полностью огорожена, повсюду неприступные, но вежливые охранники, едва ли не через каждые 50 м – бесплатные отдельные биотуалеты для мужчин и женщин, множество пунктов питания со сносными ценами. Расписание мероприятия выполнялось точно. Ход событий на трассе комментировался по громкой связи – к сожалению, только на литовском языке. Судьи и маршалы работали безукоризненно. Неприятности болельщикам доставляла только страшная жара – по признанию «старожилов» гонки, такой ещё не было ни разу. Хорошей организации не помешал даже кризис. По признанию устроителей соревнований, партнёры несколько урезали расходы на проведение автогонок, но не отказались спонсировать уникальное событие. Кризис
сказался и на составе участников – обычно команд на 15-20 больше, и выступают экипажи, как правило, на более дорогих, новых и мощных болидах. Теперь же многие пересели на 20-летние «Хонды» и БМВ – затянули, так сказать, пояса.
По окончании спортивной части состоялся концерт с участием музыкальных групп и шикарная церемония награждения.