Попасть в прошлое, оказывается, не так уж и сложно – всего-то
нужно по стремянке влезть в фургон, установленный на крыше бортового грузовика
МАЗ-200 с деревянной кабиной. Советское прошлое тут же даст знать о себе резким
звуком пионерского горна, героями диафильмов, возникающими на стене при помощи
проектора, холодным стуком клавиш печатной машинки марки «Москва»... И всё это
- дома у нашего земляка, о котором пойдет рассказ.
ГАЗ-67 и знамя Победы
«Газик» маршала Жукова
Юрий Сизов приступил к возрождению ушедшей эпохи с 2004 года. Началось все с ГАЗ-69А – первого русского внедорожника, который до сих пор служит людям во многих странах мира, даже в Индонезии. Увидел его Юрий на стоянке и «заболел».
- Всегда о нём мечтал, - признается коллекционер. - Купил
и года три восстанавливал раму, кузов, двигатель - от начала до конца. Теперь
«козлик» снова в гуще событий: и в фильме «Только не сейчас» по роману Владимира
Войновича он снимался, и юмористов российских во время фестиваля юмора и эстрады
он возил, и суперкубок УЕФА, завоеванный российскими футболистами, на стадион
«Трудовые резервы» доставлял... Часто люди на свадьбы просят «газик» – покуражиться.
Юрий Сизов
Потом у одного человека приобрел ГАЗ-67 1943 года выпуска. На нем в военное время лишь высшие чины командного состава ездили - такие, как маршал Жуков, к примеру. Хозяин долго с ним расстаться не мог: машина ему от отца-фронтовика по наследству досталась. Однажды на нее сарай рухнул, превратив историческую ценность в груду обломков. Пришлось по кусочкам её собирать.
Даже гаишники ретро-машины любят
Есть у меня «Волга» ГАЗ-21, двухцветная, с оленем! На такой
космонавт Юрий Гагарин ездил. Есть «Москвич-401» 1953 года выпуска. Для полного
счастья не хватает «полуторки» - ГАЗ-АА , на которой во время блокады через
Ладогу хлеб возили. Но не нашел я пока этой модели. Проблема российских коллекционеров
в том, что таможенные правила едины как для ретро-автомобилей, так и для современных,
и потому привезти из-за границы понравившийся раритет (даже советского производства)
стоит больших денег. Мы можем пользоваться только тем, что есть на территории
нашей страны.
Экспонаты будущего музея
- Вот что интересно, - продолжает этот увлеченный человек,
- каждый год в мире появляются новые марки автомобилей, а людей все больше привлекает
ретро советского производства. Даже гаишники ретро-машины любят под себя примерять
– усядутся за руль и мечтают: «Вот бы приставить сюда мигалку и прокатиться
важно по городу». Посидят, встанут и вздыхают.
Ретро-колонна на старте
Я из принципа коллекционирую только отечественную технику — она душу греет. Выезжаю в город на «Волге» или на «газике» и как никогда чувствую себя русским, гордость за свою страну и свой народ ощущаю. Вспоминаю, что когда-то советский автопром был в авангарде мирового автомобилестроения. В 1937 году Советский Союз занимал четвертое место в мире по выпуску автомобилей и второе – по производству грузовиков. Машины наши надежные, их во всем мире уважали - в 50-годы прошлого столетия таксисты Бельгии на нашей «Победе» работали.
Пробуждение духа патриотизма
- Во время Великой Отечественной по фронтам и госпиталям специальные
агитбригады ездили — песни пели, стихи читали. Поднимали, в общем, боевой дух
армии. Вот и мы решили эту традицию возродить, - продолжает Юрий, - каждый год
в канун Дня Победы я и еще несколько таких же увлеченных ретро-стилем людей
надеваем форму времен Великой Отечественной, выводим экспонаты наших коллекций
на улицу и едем к ветеранам. Залезаем на кузов грузовика, достаем гармонь и
начинаем фронтовые песни петь.
Агитбригада в действии
В такие минуты с людьми что-то особенное происходит, какая-то искра пробегает, настоящий дух патриотизма в них пробуждается — особенно в детях я это чувствую. И вообще, когда ретро-колонна по дороге движется, равнодушных нет – всякий прохожий улыбается и машет. Дети за машинами бежать начинают, кричат от восторга. Возникает ощущение, будто война и, правда, только сегодня закончилась.
От патефона до смартфона
- Так ретро-автомобили побудили меня к изучению истории Родины, - объясняет мотивы своих дальнейших действий коллекционер Сизов. - Мне захотелось полностью воссоздать экспозицию былых времен, и я стал собирать граммофоны, патефоны, пластинки. Кстати, пластинок у меня около двухсот, и все они разложены по эпохам. Вот сажусь дома в кресло и думаю: «Какой музыки моя душа желает? Вальс, фокстрот, городской романс, патриотические песни?» Завожу патефон и слушаю. Одна пластинка – одна песня. Может, MP3-технология и проще, но патефон, как и «Жигули», душу греет, навевает воспоминания.
Потом меня «завела» тема будильников – опять же советских. Их у меня около ста – железных, деревянных... Все идут – кто в ногу, кто нет. Есть экземпляры с боем. С кукушкой, например, в сарае висят, молчат пока.
Собираю и форму – от военных до наших дней. Есть в моем гардеробе специальная форма таксиста – в 70-е годы по уставу только в ней можно было работать на машине с шашечками.
И это ещё не всё. Бинокль 1917 года выпуска, сталинский телефон, удостоверение ударника коммунистического труда, аттестат о среднем образовании с подписью Берии, подшивка сатирического журнала «Крокодил» с «зубастыми» карикатурами, красные флаги и вымпелы, октябрьские и пионерские значки, фонарики, меняющие цвет, - каждая деталь убеждает, что время можно повернуть вспять.
Все ретро-вещи исправны и готовы служить людям, несмотря на то, что технический прогресс списал их в утиль.
Экспонатов советской эпохи у Юрия Сизова столько, что все уже в доме не помещаются. Давным-давно пора для них музей открывать. Для него, кстати, уже и название есть - «Выставочный комплекс Юрия Сизова», и место Гурьевской администрацией выделено. Еще немного, и в ретро-музей учителя поведут старшеклассников - для иллюстрации учебников по советской истории. Чтобы детям стало понятно, как жили и за что боролись их деды.
А сегодня студенты Гурьевского колледжа предпринимательства очень ретро-коллекцией интересуются. Они нанотехнологии изучают, но им интересно и увидеть воочию, как с годами развивалась техническая мысль, которая привела человека от телефона к смартфону.