Избавят ли нас «Рога и копыта» от пробок на дорогах?
Проблему организации дорожного движения в Калининграде взялась решать сомнительная фирма, торгующая, в частности, отходами и ломом. Своего помещения у неё нет, зато есть стол со стулом. Сможет ли она решить проблему уличных пробок в нашем городе? С этим мы и попытаемся разобраться.
Слепые аукционы
Летом 2011 года был проведен аукцион на выполнение работы по созданию комплексной схемы организации дорожного движения в Калининграде. Победителем торгов стала калининградская фирма ООО «БалтикСтрой», снизившая начальную цену с 7 млн руб. до 5,42 млн руб. В проигрыше оказались ООО «Институт системотехники» из Омска и московская компания «СтройИнвестПроект».
Упомянутая работа является научно-прикладной, базируется на большом объеме исследований, и выполнить её может только солидная фирма, имеющая соответствующих опыт. С вопросом, отвечает ли данному требованию «БалтикСтрой», я обратился в Управление муниципального заказа администрации Калининграда. Там сообщили, что законом № 94-ФЗ «О размещении заказов...» проверка «дееспособности» участников торгов не предусмотрена, т.е. выиграть аукцион может любая фирма, которая назовет наименьшую цену, а профессионализм в торгах значения не имеет.
Фирма с одним столом
Чтобы выяснить, имеет ли необходимый опыт фирма «БалтикСтрой», я направился по адресу её регистрации: г.Калининград, ул.Мира, дом 136, офис 331. Однако в указанном месте таблички с названием предприятия не обнаружил. Зато увидел другую табличку — «Системы комплексной безопасности». Захожу, спрашиваю и узнаю, что в одной из комнат находится... стол директора фирмы «БалтикСтрой». Поскольку директора за ним не оказалось, то попросил находящихся там людей помочь связаться с ним. Номер телефона не дали, но сами позвонили директору и сообщили, что с ним желает встретиться журналист. В ответ я получили отказ.
Пришлось знакомиться с «БалтикСтрой» заочно — через интернет. Вот что я узнал о фирме «Рога и копыта», арендующей стол у посторонней фирмы. Директором её является Каравский Л.Л., а в уставе фирмы отсутствует деятельность, связанная с организацией дорожного движения. Зато узнал, что основным видом деятельности является строительство зданий и сооружений. Кроме этого, фирма занимается торговлей автомобилями, уборкой помещений, а также оптовой торговлей... отходами и ломом. Телефон фирмы с такой нетрадиционной ориентацией оказался блокированным.
Крыша для белорусов
Наверное, читатель уже догадался, что фирма «БалтикСтрой» является лишь крышей для реальных исполнителей работы. Кто они? Ответить на этот вопрос опять помог интернет. Достаточно было ввести фамилии исполнителей из представленного фирмой отчета, и поиск выдал, что имеем дело с белорусами, занимающимися схожими вопросами в Минске. Кстати, наши соседи уже не первый раз пытаются решать калининградские дорожные проблемы. Начались работы в 2004 году, но до сих пор реальных результатов мы не видим (об этом читайте во врезке «Какую АСУ обещали власти в прошлом?»).
Штрафные санкции
После того, как отчет по работе фирма «БалтикСтрой» предоставила заказчику, он был направлен в ряд структур на согласование. Думаю, что мало кто захотел внимательно прочитать толстый отчет, поэтому и появилось на свет несколько положительных заключений.
Иного мнения придерживается начальник Транспортного управления администрации г.Калининграда Андрей Носонов: «В представленной работе отражены не все пункты технического задания. Но работа над этим идет. Сдать работу исполнитель должен был 24 декабря 2011 года. Не успел. Теперь за просрочку каждый день ему начисляется штраф в размере 0,1% от стоимости договора».
Сомнительный результат
В числе основных требований техническое задание на разработку вышеуказанного проекта содержит разработку компьютерной модели транспортных потоков в Калининграде, выявление узких мест и выработку принципиальных схем по реализации комплексной системы организации дорожного движения.
Заведующий кафедрой автосервиса, профессор, д.т.н. Сергей Корягин и его коллеги из Балтийского федерального университета имени Им.Канта считают, что «БалтикСтрой» задание не выполнил.
Среди серьезных недостатков работы отмечаются такие: обследование проведено лишь по двум городским улицам без учета времени дня и сезона, отсутствует анализ всей дорожной сети города как единого целого, некоторые предложения абсурдны (например, запрет левого поворота с Московского проспекта на Литовский вал). И самое главное — отсутствует компьютерная модель, без которой невозможно проанализировать влияние одного решения на ситуации в других местах города.
По мнению университетских ученых, результаты работы, представленные «БалтикСтрой», не соответствуют техническому заданию, а использование их при организации транспортного процесса в Калининграде не даст положительных результатов.
Какую АСУ обещали власти в прошлом?
Листая пожелтевшие страницы газет
В таком виде АСУ дорожного движения в Калининграде рекламировалась
5 лет назад
2004 год.
С мая 2005 года в Калининграде начнет работать
автоматизированная система управления светофорами. Она разработана белорусским
производственным объединением «Агат». Это позволит дежурному ГИБДД контролировать
движение транспорта на улицах. Нововведение избавит водителей и пассажиров от
долгого стояния в пробках в часы пик, будет создаваться «зелёная волна» для
беспрепятственного проезда транспорта. Через 9 месяцев будет выполнен монтаж
системы.
2005 год.
В июне 2005 года в городе начнётся внедрение
автоматической системы управления дорожным движением (АСУДД). За ситуацией на
дорогах будут наблюдать специальные датчики-контроллеры, реагирующие на увеличение
потока машин или их внезапную остановку. Работа всех светофоров, входящих в
АСУДД, будет координироваться из единого центра. Автоматика направит скопившиеся
автомобили по наиболее предпочтительным направлениям.
2006 год.
Автоматизированная система управления дорожным
движением в Калининграде вдвое «расширит» главные магистрали города. С помощью
новой технологии средняя скорость движения транспорта на улице Черняховского
увеличится вдвое. Эта городская программа, рассчитанная до 2012 года, уже начала
внедряться. На указанной улице будет установлено специальное оборудование и
6 дорожных знаков рекомендованного скоростного режима. С помощью АСУ автомобили
здесь смогут двигаться безостановочно по принципу «зелёной волны».
2007 год.
Проект создания автоматизированной системы
управления дорожным движением был подготовлен Минским институтом УП «НИИСА».
Белорусы разработали компьютерную программу, которая должна синхронизировать
работу светофоров. Уже закуплено соответствующее оборудование. В этом году к
сети АСУДД должны подключить светофоры в центре города. Всего планируется объединить
в автоматизированную систему 50 регулировочных объектов. .
2009 год.
В Калининграде завершается установка автоматизированной
системы управления дорожным движением. К настоящему моменту оборудован центральный
управляющий пункт АСУДД. Введены в эксплуатацию три участка АСУДД в центральной
части города, работающие в тестовом режиме (ул.Черняховского, пл.Победы, ул.Театральная,
Ленинский пр.). Всего в систему АСУДД Калининграда будет включено 36 городских
пересечений.
2012 год.
На АСУ дорожного движения в Калининграде
израсходованы десятки миллионов рублей, однако результатов мы не видим.
Дмитрий Пискунов
Калининградцам «дали удочку, а не рыбу»
Белорусы: «В Калининграде допущено большое число ошибок»
Разработчики комплексной схемы организации дорожного движения
в Калининграде
высказали свое мнение относительно данного проекта.
Разработку комплексной схемы организации дорожного движения
в Калининграде в настоящее время проводят белорусы, работающие «под крышей»
калининградской фирмы «БалтикСтрой». Поскольку её директор оказался недоступным,
редакция газеты «Авторынок Калининграда» обратилась непосредственно к белорусам
— разработчикам комплексной схемы организации дорожного движения (КСОД) — с
просьбой ответить на ряд вопросов. Откликнулся Юрий Важник, к.т.н., руководитель
Научно-производственного частного унитарного предприятия "Белорусская Ассоциация
Экспертов и Сюрвейеров» (БАЭС, г.Минск).
Корр.:
Довольны ли вы фирмой «БалтикСтрой», «под флагом»
которой Вы работаете?
Ю.В.:
У нас хороший партнер.
Корр.:
Основной претензией со стороны критиков Вашей
работы является отсутствие модели транспортных потоков в Калининграде.
Ю.В.:
Во-первых, модели у нас есть, мы профессионально
разрабатываем и поставляем программное обеспечение по моделированию транспортных
потоков.
Во-вторых, в работе над КСОД фактически использовалась информационная модель города, включающая целый ряд компьютерных моделей разного уровня, интегрированных в информационную модель «БАЭС-Комплекс». Применение моделей имеет вспомогательный характер и осуществляется многократно в каждом (!) решении и мероприятии.
В-третьих, постановка вопроса, что все должно решиться с использованием одной модели перераспределения транспортных потоков, очень похожа на то, что в больнице все болезни лечатся одной таблеткой. На самом деле мы очень много и разными способами анализировали возможности улучшения дорожного движения в Калининграде. Серьезных ресурсов перераспределения потоков на существующей сети мы не нашли. Перспективное видение развития сети и соответствующий анализ мы представили.
Корр.:
Как Вы относитесь к упрекам по поводу того,
что в отчете отражены результаты обследования только двух калининградских улиц?
Ю.В.:
С Калининградом мы работаем на протяжении 5 лет.
Мы детально обследовали все значимые улицы и сейчас знаем о городе Калининграде
больше, чем его жители. Наш отчет с приложениями имеет объем около 1000 страниц.
Корр.:
Как можно оценить эффективность Вашей работы?
Ю.В.:
Главным достижением является то, что мы видим
основные результаты КСОД в необходимости изменения менеджмента городской транспортной
системы, и это мы сформулировали в отчете.
В Калининграде допущено большое число технических, организационных и инвестиционных ошибок. Мы говорим о том, что основной результат город получит после наведения порядка. Например, технические характеристики любого светофорного объекта в Калининграде позволяют создать несколько программ регулирования для разного времени суток с учетом изменения интенсивности потоков. Утром – одна программа, вечером – другая. Сравнительно простая оптимизация и настройка всех (!) светофоров улучшит ситуацию на 15-20%, а в отдельных случаях и существенно больше. Эффект от такого мероприятия - более одного миллиарда рублей в год.
Гораздо важнее конкретных решений, впоследствии плохо реализованных, создание принципиального механизма обеспечения и контроля качества движения. Как сегодня проектируется светофор в Калининграде? Один специалист говорит: «Здесь нужен светофор», другой просто рисует картинку, где их поставить. В результате, к примеру, включение светофора на пересечении ул.Озерова – ул.Гаражная блокирует всё движение.
В Калининграде должны быть специалисты, умеющие ежедневно принимать оптимальные решения. Мы постарались дать им инструкции: как организовать работу, как оценить приоритеты, у кого и чему научиться, модельные типовые решения. Дали удочку, а не рыбу.
Второй аспект заключается в системном стратегическом характере работ над КСОД. Например, не заработает «зеленая волна» на Черняховского до тех пор, пока не будет наведен порядок с парковками. А для этого нужны организационные и нормативные решения на всей территории городского центра. В цивилизованных городах существуют целенаправленные выверенные стратегии, а конкретные технические решения ежедневно приспосабливают к базовым принципам. К сожалению, в Калининграде сегодня нет не то что стратегии, но и банальной информации о том, где происходят ДТП.
Корр.:
Каковы Ваши дальнейшие планы?
Ю.В.:
Калининград – типичный европейский город, и решения
сейчас следует брать у тех, кто это все проходил 20-30 лет назад, т.е. в Европе.
Мы очень постарались подружить Калининград с похожим на него Гетеборгом и надеемся,
что обсуждение стратегических действий калининградских специалистов произойдет
на живых примерах.
Времени на разработку комплексной схемы организации дорожного
движения было предоставлено мало, хотелось бы больше. Тем не менее мы каждый
день продолжаем совершенствовать свою работу и приняли решение провести пилотный
проект на малом участке Калининграда для натурной демонстрации отдельных решений.