В довоенные годы появился «Steyr Baby» - австрийский вариант «народного автомобиля».
Как там у нас в СССР говорили - «Автомобиль — не роскошь...»? И пытались создать
мало- и микролитражные «общедоступные» автомобили. Эдакие коробочки на колесах.
Австрийский производитель «Steyr» еще в довоенные годы понимал необходимость выхода
«к народу» и пытался предложить свой вариант. Правда, стоимость его составляла
4,5 тыс. шиллингов, и позволить «пятидесятый» мог далеко не каждый.
«Steyr 50» получил обтекаемый, пухленький кузов. Двигатель водяного охлаждения
объемом чуть меньше литра располагался в передней части машины. Привод осуществлялся
на заднюю ось. С четырехступенчатой коробкой передач забавная машинка была довольно
резвой по тем временам. Максимальной для него была скорость 90 км/ч при 22 «лошадках».
Не зря я упомянул «Volkswagen Kafer» («Жук»). Для тогдашней
Европы этот автомобиль стал образцом во многих моментах. Однако «Styer 50», к
которому приклеилось прозвище «Baby», то есть «малыш», заимствовал разве что идею
обтекаемого кузова. Подвески у него были «свои» - на поперечных рессорах. Мотор
у машины... «почти оппозитный». На первый взгляд, так оно и есть, но угол развала
цилиндров — только 178 градусов, а не 180. Потому его и считают V-образным.
Мотор отчасти повторял конструкцию «Жука». Над картером устанавливался династартер
(генератор, выполняющий дополнительно роль электростартера), а на нем - вентилятор,
который приводился ремнем от шкива на коленвалу. «Карлсон» гнал холодный воздух
на радиатор системы охлаждения, располагавшийся за движком, ближе к водителю.
Машинка, несомненно, была тесной. Пассажиры на заднем
диване не знали, куда ноги деть. И куда деться самим — им была уготована судьба
оставаться в темноте. Заднее окошко едва освещало салон, а боковых окон сзади
поначалу не было вовсе. Они появились через несколько лет после производства «Малыша».
В 1938 году проблему тесноты частично решили, выпустив
модель «55» с увеличенной базой. И более мощным мотором. До 1940 года, когда Третий
рейх аннексировал Австрию, было выпущено 13 тысяч машин моделей «50» и «55». Затем
проект был свернут по требованию новой власти.
По-настоящему
массовым, дешевым, а по прошествии лет и культовым, «Steyr Baby» не стал. А мог
бы.