Бывает, даже байкер со стажем или продавцы мотомагазинов не
в состоянии правильно определиться, что называть скутером, что мопедом, а что
- мотороллером. А мы разберёмся.
В первой половине ХХ века были только мотоциклы. Кстати, даже в 30-ые годы существовали лёгкие мотоциклы с педальным стартом. После Второй Мировой войны разновидностей двух и трёхколёсного транспорта стало гораздо больше.
Мотороллеры
Мотороллерами стали называть такие транспортные средства, у которых двигатель и бензобак упрятывались под капот, на котором сидел водитель. При этом ноги от встречного потока ветра закрывал широкий щит. Пуск двигателя осуществлялся либо кикстартером, либо электростартером, что было ново для большинства мотоциклов. Колёса были маленькие — диаметром 8, 10, изредка 12 дюймов. В подавляющем большинстве случаев они состояли из двух штампованных половинок, что облегчало разбортировку для замены камеры.
Именно эти достоинства сделали мотороллеры популярным городским средством передвижения, позволяя водителю или водительнице не пачкаться маслом и грязью, что было обычным делом при тогдашнем состоянии мотоциклов.
Однако «мотороллер» — слово немецкого происхождения. Оно прижилось в русском языке, однако большинство стран мира придерживались названия «скутер», в том числе и на родине — в Италии. Даже социалистические страны (Польша, Чехословакия, Венгрия) придерживались этой версии.
Изначально разницы между понятиями «мотороллер» и «скутер»
не было. И, кстати, нет.
Обычный скутер-полтинник (50 кубюсм) марки "Aprlilia"
Как правильно?
Если расспросить людей, что означает слово «мотороллер», можно получить самые разные ответы. Но большинство, конечно, вспомнят трёхколёсные грузовые мотороллеры «Муравей». Сталкивался я и с тем, что мотороллерами считают скутеры с моторами объёмом более 125 куб.см. Это в корне неверно. Во всём мире скутеры подпадают под данное мной описание без разницы, каков объем двигателя. Однако стоит учитывать, что за годы развития у скутеров появились литые легкосплавные диски, и из-за значительного облегчения за счёт применения пластмасс стало возможно кататься с моторами до 50 куб.см. Вместо классических коробок передач большинство скутеров используют так называемый «вариатор».
Макси-скутеры — это всего лишь подгруппа в семействе скутеров. Впрочем, это не единственное разделение. Категорий мототранспорта много.
«Мопед» в кавычках
Само понятие «мопед» говорит о том, что у транспортного средства есть педали и мотор. Пуск двигателя осуществляется за счёт вращения педалей. Мопеды похожи на велосипеды с моторами (кстати, существует категория «мотовел», то есть велосипед, на который установлен мотор, который можно снять и ездить без него). Но у них прочнее рама, покрышки побольше. В советские годы лишь владельцы мопедов и мотовелов имели право ездить по дорогам без номеров (хотя был период, когда даже велосипеды имели номерные знаки особого образца). На мотороллер нужны были права категории «А», госномер и соответствующие документы.
Повторяю, скутеры совершенно ошибочно называют мопедами. Скутеры-«полтинники»
с мопедами роднит только объем мотора и у тех, и у других - ориентировочно 50
«кубиков». И ездить на них еще совсем недавно можно было без водительского удостоверения
и прочих документов.