Почему в США автомагистрали служат без ремонта десятками лет?
Секрет кроется в технологии.
Все наиболее значимые шоссе в США делают из бетона. Выбор
в пользу бетона был сделан в связи с несколькими особенностями последнего -
его прочностью, долговечностью, неприхотливостью к нагрузке и перевесу грузовиков.
Прежде чем начать строительство, департамент транспорта назначает
публичное слушание, куда может прийти любой житель района и высказать свое мнение.
Каждое разумное предложение будет изучено, и если жители окажутся правы, то
поправка будет внесена в проект.
Получив зеленый свет для работ, департамент транспорта первым
делом начинает думать о том, как закрыть дорогу без создания пробок. Для этого
делаются либо временные полосы где-то на обочине (обычно времянки стряпают из
асфальта), либо дорога переделывается с вынесением на обочины.
Первым делом выгребается до метра пород. Если идет ремонт,
начинают снимать старое покрытие. Укладывается подушка для дороги, обычно это
гравий, песок и глина, все тщательно утрамбовывается после укладки каждого слоя.
Каждый уложенный слой поливают водой, а затем хлоридом кальция, после чего запускают
бульдозеры с «вилками», которые перепахивают уложенный слой. Потом он снова
трамбуется. Благодаря химической реакции, известь держит в себе воду, не позволяя
ей испаряться и покидать подушку. Подушка уложена - укладывают двойной слой
асфальта, он относительно тонкий, толщина каждого слоя обычно 5-7 см.
Укладывая слой асфальта под бетон, готовится ровная поверхность
и убираются просадки. И он служит гидроизоляцией для воды, не позволяя ей попасть
под бетон через термические швы бетонных стыков.
После начинается монтаж арматуры для бетонного полотна. Обычно
используют стальную арматуру диаметром 16 мм. После сбора арматуры на земле
ее поднимают на пластмассовые или металлические подставки.
На протяжении истории строительства инженеры «вывели» технологию
перехлеста, которая заключается в исключении нахлеста всей арматуры по ширине
полотна дороги в одном месте. Сегодня чаще всего используют шахматный шаг. Большинство
трещин в покрытии возникает на расстоянии 1-3 метра, поперечно сечению дороги
(перпендикулярно движению машин), т.к. автомобили продавливают колесами покрытие
по ходу движения. Бетон плохо себя ведет в натяжении, а сталь - хорошо, вместе
они компенсируют недостатки друг друга.
Затем бетоноукладчик начинает заливку кусочка дороги. В процессе
укладки строители трамбуют бетон вибраторами, чтобы выгнать как можно больше
воздуха.
При заливке каждого участка делаются бетонные цилиндры, которые
оставляются рядом с залитым участком, после 3 дней они будут взяты в лабораторию
и разбиты, затем будет подсчитана прочность. Если бетон не пройдет тест - покрытие
демонтируют и перезальют.
Бетон должен лежать минимум 7 дней без нагрузок, после 7 дней
по дороге можно ездить легкой строительной технике, но полную прочность бетон
обретет лишь через 28 дней.
На основе экспериментов в США на базе участков бетонных дорог
в возрасте от 25 до 40 лет было установлено, что бетонное покрытие в зависимости
от материалов способно выдерживать нагрузки без появления трещин на протяжении
34 лет (против средних 8 лет у асфальтобетона). А после 34 лет в течение последующих
5 лет лишь 16 отрезков пришли в негодность и подлежали замене.