Востребованность грузовых перевозок растёт с каждым днём. Чем больше грузоподъёмность автомобиля, тем меньшее число рейсов придётся совершить. По этой причине весьма распространены полуприцепы, которые при значительной вместимости обладают лишь задними колёсными осями, а передней частью опираются на автомобильный тягач. Именно на автомобиль, приводящий в движение всю систему, возлагается основная нагрузка. Полуприцепы удобны при транспортировке неделимых грузов и крупногабарита, массивных объектов, стройматериалов и т.д.
В
настоящее время активно ведётся
продажа
полуприцепов
, которые в зависимости от назначения могут разительно отличаться
друг от друга. В основном наблюдается разница в организации бортов, грузоподъёмности,
числе опорных осей, объёме полезного внутреннего пространства. Подвеска может
быть пневматической или рессорной. Одноосные полуприцепы редко бывают рассчитаны
на грузы тяжелее 12 тонн, двуосные выдерживают в два раза большую нагрузку,
многоосные - до 60 тонн и выше.
Низкорамная конструкция некоторых полуприцепов весьма удобна
тем, что облегчает погрузку. Надо отметить, что устройства российского производства
мало в чём уступают зарубежным аналогам. Их длина обычно составляет примерно
15 метров, а внешняя поверхность оборудуется не только штатными световыми приборами,
но и специальными габаритными "гирляндами".
По назначению полуприцепов выделяют их бортовую и тентовую разновидности. Такие довольно простые устройства оборудуются дополнительными аксессуарами (гидробортом, съёмным внутренним каркасом, распашными задними дверями). Бортовые полуприцепы используются чаще всего для перевозки строительных материалов и металла. Прицеп с тентом удобнее для продуктовых перевозок, транспортировки мебели, бытовой и компьютерной техники и т.п.
Современные полуприцепы оборудуются прочными современными синтетическими тентами. Качество этих материалов позволило полностью отказаться от использования каких бы то ни было бортов в тентованных устройствах. Роль опорных конструкций выполняют металлические или деревянные опорные балки, а тентовое полотно закрепляется при помощи замков. Материалы для тентов обладают такими важными свойствами, как значительная прочность, пыленепроницаемость и влагонепроницаемость. Прочность полотна настолько высока, что может быть сравнима с классическим бортом.
Крышу полуприцепа изготавливают из лёгкого прочного материала (жёсткого или мягкого). Существуют также модели с крышей-гармошкой, которая способна компактно складываться, позволяя загружать и разгружать прицеп через верх.
Полуприцеп с простой (промтоварной) организацией тента может применяться в перевозке мебели и других товаров промышленной группы, которые не требуют специальных (в основном температурных) условий транспортировки.
Если груз требователен к окружающей температуре и его надо
защитить от сильных температурных колебаний, то следует обратить внимание на
изотермические фургоны
.
Такие полуприцепы обшиты изолирующим слоем толщиной от 3 до 10 см. Для большинства
продуктов питания требования к составу изотермической прослойки крайне низки,
поэтому успешно обходятся пенопластом. Для более серьёзной изоляции кузов изготавливают
из сэндвич-панелей, а роль утеплителя выполняет пенополиуретан. В таких условиях
не лишним будет наличие внутренней системы освещения в фургоне.
Даже в жаркий день изотермический полуприцеп сохраняет внутреннюю температуру от -20 °C до +12 °C. Такое постоянство объясняется наличием одной из трёх изотермических систем: автономной (работает на собственном источником питания), с прямым приводом (питание напрямую от автомобильного двигателя) и эвтектическими плитами.
Особый, сильно распространённый тип полуприцепов -
контейнеровоз
. Он представляет собой довольно низкую открытую платформу, на которой устанавливаются один или два грузовых контейнера.